психотерапия
06.04.2017 год

 Голуби живут возле человека уже очень давно. Различают до 300 видов голубей

29.09.2016 год

Британские ученые предложили способ сохранить здоровье людям, ведущим малоподвижный образ жизни. 

10.06.2013 год

Ученые из Калифорнии выявили причину, по которой ухудшается у молодых людей память.  По результатам исследований выяснилось, что из-за интернета все большее количество молодежи страдает от проблем с памятью..

07.06.2013 год

Ученые исследовали девять скелетов, которые были найдены под плитой пола в тайной крипте Сан-Лоренцо..

04.06.2013 год

Ученые Университета Брауна обнаружили, что при ожирении затрудняется выработка гормонов альфа-MSN, которые сдерживают аппетит и активизируют сжигание калорий..

Юнгианская песочная терапия для детей и взрослых

Юнгианская песочная терапия — это терапевтический метод, в котором используется песок, миниатюрные объекты и фотографирование. Метод позволяет пациенту избавиться от внутреннего напряжения, восстановить целостность своего «Я» и выстроить уникальную картину мира.

Данная разновидность арт-терапии складывалась в течение многих лет на протяжении всего XX-го века, начиная с 1920-х годов. Развитие метода происходило в рамках научных концепций, которые предлагал швейцарский психиатр Карл Юнг. Теоретической основой метода песочной терапии является техника «активного воображения», впервые представленная Юнгом в 1935 году. Этот особый метод, использующий силу воображения, был разработан Юнгом для работы со снами, фантазиями и другими творческими проявлениями бессознательного.

Песочная терапия применяется в качестве дополнительного инструмента для традиционной психотерапевтической работы. Она помогает психотерапевту проводить диагностику и терапию, решать задачи коррекции и развития.  

Для какого возраста оптимален данный вид терапии

Данный метод терапии предлагается всем возрастным группам пациентов. На первый взгляд, такая терапия больше подходит детям, однако и для взрослых данный метод показывает значимые терапевтические результаты. Метод применим к работе с семейными парами, в группах и на тренингах.

Организация терапевтического процесса

юнгианская песочная терапияОсновные атрибуты песочной терапии — это поддон с песком и стеллажи, на которых расставлены небольшие предметы и фигурки. Изнутри поддон выкрашен в голубой цвет: борта поддона символизируют небо, а дно — воду. В поддон засыпан однородный песок. 

Объекты на полках - это предметы разнообразных форм, видов и размеров, выполненные из различных натуральных и искусственных материалов. Цвет, вид и категории объектов варьируются в широких пределах.

Среди предметов должны быть привлекательные и вызывающие отвращение, определенные и бесформенные, природные, самодельные и изготовленные заводским образом. Объекты могут относиться к категориям «люди», «животные», «растения», «полезные ископаемые», «строения», «транспорт», «предметы обихода», «оружие», «мифологические образы», «символы», «небесные тела» и др. Все предметы - это символические и архитипические материалы, которые олицетворяют все аспекты сознательного и бессознательного. 

Пациент может создавать недостающие объекты из пластилина, ниток, глины, конструктора, бумаги или рисовать картинки. 

Дополнительные аксессуары и оборудование: контейнеры и стеллажи для хранения объектов, столы, кувшин с водой, салфетки или полотенца для рук, покрытие для защиты пола, фотоаппарат.

Этапы терапевтического процесса

Выкрашенный изнутри в голубой цвет поддон, песок, вода, миниатюрные фигурки и различные предметы используются для создания песочных композиций. Сессия продолжается от 50 минут до полутора часов.

Процесс построения песочного мира протекает непрерывно, в соответствии с состоянием клиента. Терапевт не участвует в создании песочной картины. Он является тихим и внимательным свидетелем, не дает никаких инструкций и не вмешивается в действия пациента.

Действия с песком пациент производит собственными руками. Нет «правильного» и «неправильного» способа взаимодействия с песком, «правильного пути» или результата. Песочный мир создается в динамике, без подробного плана или предварительной модели.

Пациент может не проделывать никаких манипуляций с песком, а может придавать песку определенную форму, используя воду или без неё. Человек волен разравнивать поверхность песка или оставлять на нем различные отпечатки, собирать его в кучки или делать в нем углубления, создавать песочные конструкции, а также комбинировать их с дополнительными предметами и фигурками. Или просто играть с песком, создавая дождь из песка или песочный замок.

Созданная песочная композиция не интерпретируется для пациента.

С разрешения человека, психотерапевт фотографирует его работу. После этого композиция разбирается, песку придается та же форма, что и в начале сессии, а фигурки убираются на прежнее место. Позже, из них можно создавать новые композиции.

В процессе песочной терапии пациент сохраняет воспоминания о созданном им образе. 

Особенности терапевтического процесса

В отличие от скульптуры или живописи, построение песочных композиций не требует каких-либо специальных умений. Метод не требует завершения художественных объектов, а использованные материалы вновь доступны для создания композиций. Из песка могут создаваться новые формы, а предметы используются по-новому при построении последующих образов.

Образы, создаваемые из песка и воды, кратковременны, а сам процесс манипулирования носит игровой характер. 

Суть юнгианской песочной терапии

Юнгианская песочная терапия - это метод глубокой психотерапии, позволяющий человеку передать свои самые глубокие переживания. Песочная терапия строит связь между бессознательным и сознательным, между эмоциональным и рациональным, между духовным и физическим. Метод позволяет узнать больше о внутреннем опыте пациента и проработать проблемы и переживания, источник которых находится глубоко внутри. В песочной терапии перед человеком открывает свои двери мир детства и эти же двери ведут в тайны бессознательного.

Часто пациент неспособен объяснить словами испытываемую им боль или найти точные формулировки для описания причин своих трудностей или конфликтов. Через сенсорный творческий процесс, посредством контакта с песком и миниатюрами, пациент выражает свои мысли и чувства в визуальной форме. Это помогает ему глубже осознать и понять себя, по-новому посмотреть на различные аспекты собственных проблем, воссоздавая их в песке, миниатюрах и образах. 

Песочные миры позволяют выразить переживания, фантазии и чувства, заблокированные для словесного выражения. Образы становятся языком, на котором человек может сообщить психологу и себе важную информацию из бессознательного, используя невербальный канал коммуникации.

Роли психотерапевта при проведении терапии

Психотерапевт  - это проводник, который помогает пациенту на пути исследования собственной личности. Кроме того, психотерапевт берёт на себя роль помощника, поддерживая пациента. 

Помимо технической подготовки процесса, психотерапевт обеспечивает комфортную и безопасную атмосферу для терапии. Важно, чтобы пациент доверял специалисту и чувствовал себя в безопасности.

Психотерапевт является тактичным и понимающим свидетелем создания песочной композиции. Он наблюдает за творческим процессом не оценивая его, осуществляя акт реального слушания и присутствия. 

Психотерапевт помогает пациенту разобраться в той информации, которая пришла через песочную терапию и понять смыслы выстроенного песочного мира. Он служит соединяющим звеном между пациентом и песочной картиной, помогая человеку видеть себя и психическое содержание, хранящееся в бессознательной сфере и выражаемое через песочную сцену.

Специалист по песочной терапии должен хорошо знать этапы развития человека, особенно стадии развития его психологических процессов. Песочный терапевт должен хорошо понимать юнгианский подход к психотерапии, разбираться в языке архетипов, образов и символов. 

Юнгианская песочная терапия для детей

Игра с песком является естественной формой самовыражения для детей. Чаще всего ребенок охотно принимают в ней участие. Иногда песок пугает детей, и они не хотят к нему прикасаться до тех пор, пока не начнут доверять миру в образе терапевта. Обычно дети сами подходят к подносам с песком и полкам с объектами, чтобы поиграть.

Дети не всегда способны выразить словами свои переживания или жизненные события. Терапевт организует среду, в которой ребенок чувствует себя творцом. Символический язык песочной терапии позволяет ребенку отыгрывать свои чувства, фантазии и всевозможные ситуации совместно с героями песочных игр. 

При работе с детьми часто вводятся правила и ограничения. Особенно в групповых занятиях, где желательно, чтобы дети не кидали песок, не ломали фигурки и не портили песочные миры остальных детей. Время сессии может увеличиваться. Допустимо (или специально организуется) присутствие кого-либо из родителей или значимых взрослых на занятии. 

Песочная игротерапия помогает детям выражать свои чувства и начать понимать чувства других. Игры в песок способствуют развитию и саморазвитию детей, снимают агрессию и стрессовые состояния, улучшают навыки общения. Благодаря песочной терапии ребенок становится самим собой, у него улучшается память, восприятие и наглядно-образное мышление.